Қостанай облысы әкімдігі білім басқармасының «Жітіқара ауданы білім бөлімінің Степной жалпы білім беретін мектебі» КММ
КГУ «Степная общеобразовательная школа отдела образования Житикаринского района» Управления образования акимата Костанайской области |
|
---|
3
июля
2023
|
Анализ воспитательной работы
КГУ «Степная общеобразовательная школа отдела образования Житикаринского района» Управление образования акимата Костанайской области
2022-2023 уч. год
В 2022-2023 учебном году воспитательная работа школы осуществлялась в соответствии с целями и задачами школы на этот учебный год. Воспитательная тема школы: «Формирование интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, развитие конкурентоспособной личности в условиях образовательной среды». Цель воспитательной работы: воспитание всесторонне и гармонично развитой личности на основе общечеловеческих и национальных ценностей. Работа коллектива школы, направленная на достижение поставленной цели, строится на основе диагностики, коррекции деятельности, на отборе и реализации наиболее действенных форм воспитательной работы. Большая часть педагогического воздействия на ребенка – это профилактическая работа: вовлечение учащихся в кружки, секции, воспитание познавательных интересов учащихся, организация досуга детей.
Согласно поставленной цели в начале учебного года были определены следующие задачи:
- Воспитание гражданственности и патриотизма в рамках реализации программы «Ұлттық Рухани жаңғыру»;
- Формирование потребности в физической культуре и здоровом образе жизни;
- Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям;
- Объединение усилий учащихся, педагогического коллектива, родителей и общественности для воспитания учащихся;
- Обеспечение развития жизненных компетенций ученика через учебную деятельность, дополнительное образование, внеклассные мероприятия и участие в решении проблем местного сообщества;
- Развитие классного и школьного самоуправления, совершенствование работы советов класса.
Реализация этих целей и задач предполагает:
- • Создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, для охраны здоровья и жизни детей.
- • Создание условий проявления и мотивации творческой активности учащихся в различных сферах социально значимой деятельности.
- • Развитие системы непрерывного образования; преемственность уровней и ступеней образования; поддержка исследовательской и проектной деятельности.
- • Дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного образования в школе.
- • Координация деятельности и взаимодействие всех звеньев воспитательной системы: дополнительного образования; школы и социума; школы и семьи.
Основными нормативно-правовыми
документами при организации воспитательной работы являются:
1) Конвенция ООН о правах ребенка https://adilet.zan.kz/kaz/search/docs/;
2) Конституция РК https://adilet.zan.kz/kaz/docs/S1100000002;
3) Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» от 26 декабря 2011 года https://adilet.zan.kz/kaz/docs/K1100000518;
4) Концепция семейной и гендерной политики в Республике Казахстан до 2030 года https://adilet.zan.kz/kaz/search/docs/fulltext;
5) Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан» https://adilet.zan.kz/kaz/search/docs/dt;
6) Закон Республики Казахстан «О профилактике бытового насилия»
https://adilet.zan.kz/kaz/search/docs/dt;
7) Закон Республики Казахстан «О защите детей от информации, причиняющей вред их
здоровью и развитию» https://adilet.zan.kz/kaz/search/docs/dt;
8) Закон РК «Об образовании» https://adilet.zan.kz/kaz/docs/Z070000319;
9) Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на
2020 - 2025 годы https://adilet.zan.kz/kaz/search/docs/dt;
10) Концептуальные основы воспитания в условиях реализации программы «Рухани жаңғыру» https://nao.kz/;
11) Концептуальные основы развития краеведения в Республике Казахстан https://na
Реализация данных задач осуществлялась через организацию общешкольных мероприятий, работу кружков и секций, еженедельных линеек и дежурств по школе, трудовую деятельность, проведение спортивных соревнований, работу ученического самоуправления и т.д
- Совершенствование системы воспитательной работы в классных коллективах.
В течение 2022-2023 учебного года на педагогическом совете школы № 3 от 06.01.2022 г.
был рассмотрен вопрос «Личностное развитие школьника через взаимодействие семьи и школы» Цель: поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка.
Данная тема выбрана не случайно, так как взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовных ценностей обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, Процесс взаимодействия семьи и образовательного учреждения должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Успешность ребенка в школе во многом зависит от того, насколько родители хотят, стремятся, могут помочь ребенку, поддержать его.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2022-2023 учебном году: Инструктивно-методическое письмо. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2022
1. Нормативное правовое обеспечение воспитания 2. Научно-методическое и информационное обеспечение |
|
|
3. Воспитание нового казахстанского патриотизма и гражданственности, правовое воспитание 4. Духовно-нравственное воспитание 5. Национальное воспитание 6. Семейное воспитание |
|
|
7. Трудовое, экономическое и экологическое воспитание |
|
|
8. Интеллектуальное воспитание и воспитание информационной культуры |
|
|
9. Поликультурное и художественно - эстетическое воспитание |
|
|
10. Физическое воспитание, здоровый образ жизни, ПДД |
|
|
Все направления воспитательной работы позволяют осуществлять личностно-ориентированный подход в воспитании при одновременной массовости воспитательных мероприятий и стимулировать творческие способности учащихся во всех аспектах воспитательной работы. Мероприятия, проводимые в течение учебного года, позволяют привлечь к различным видам деятельности большое количество детей, что способствует развитию творческих способностей практически каждого ученика.
Реализация поставленных задач по приоритетным направлениям осуществлялась через ежегодный план работы, в который заложен тематический принцип, учитывающий специфику отдельных временных периодов и привязанность к календарным датам.
№ п/п |
Месяц |
Месячник |
1 |
Сентябрь |
Ø Декада по ПДД «Внимание, дети!» с 1 сентября по 5 сентября. Ø Месячник профилактики правонарушений, безнадзорности несовершеннолетних. Ø Акция «Дорога в школу» Ø Месячник благоустройства школьной территории. Ø Месячник по ЧС. Ø Декада «Безопасная школа». |
2 |
Октябрь |
Ø Месячник благоустройства школьной территории. Ø Декада социальной поддержки «Мейрімділік». |
3 |
Ноябрь |
Ø Месячник правового воспитания. Ø Месячник по профилактике употребления вредных веществ «Здоровая нация будущее Казахстана». |
4 |
Декабрь |
Ø Месячник по патриотическому воспитанию «Тәуелсіздік Қазахстан – менің мақтанышым». Ø Месячник, посвященный Всемирному дню борьбы со СПИДом. Ø Акция «Жасыл шырша» |
5 |
Январь |
Ø Месячник по семейному воспитанию «Родительский дом – начало начал». |
6 |
Февраль |
Ø Месячник профориентационной работы «Мир профессий». |
7 |
Март |
Ø Месячник по эстетическому воспитанию «Казахстан - наш общий дом» |
8 |
Апрель |
Ø Месячник по экологическому воспитанию «Природа родного края». |
9 |
Май |
Ø Месячник по военно-патриотическому воспитанию «Патриот». |
Знаменательные и юбилейные даты 2022-2023 учебного года
150 лет со дня рождения просветителя, ученого лингвиста, литературоведа, тюрколога, поэта и переводчика, общественного деятеля Ахмета Байтурсынова; 100 лет Роза Багланова 355 лет Казыбек Би 110 лет Динмухамед Кунае 30-летие создание государственных символов Республики Казахстан 220 лет Дулат Бабатайұлы 120 лет Габиден Мустафин 120 лет Габит Мусрепов 100 лет Маншук Маметова 100 лет Талгат Бегельдинов 100 лет Сырбай Мауленов 80 лет Мурат Ауезов 800 лет Султан Бейбарыс
Ключевые творческие дела - это основа организационно-массовой работы, те мероприятия, которые отражают традиции школы. Все школьные традиционные дела делились на общешкольные и классные.
Что же касается традиционных школьных дел, то все они прошли успешно, это:
- Торжественная линейка, посвященная Дню Знаний
- Концерт «Учителям посвящается…….»
- День пожилых людей
- 25 октября – День Республики Казахстана
- Осенний и Новогодний бал
- Конкурсы к 8 марта
- Празднование Наурыза
- День Единства народа Казахстана
- День Защитника отечества
- Мероприятия в честь Дня Победы
- День Государственных символов Республики Казахстан – 30 лет
- День Конституции
- День Независимости Казахстана
- Последний звонок и др.
В традиционных школьных мероприятиях участвуют все классы, но их степень активности в жизни школы, естественно, разная. Это связано с работой классных руководителей, воспитателей их желанием и умением организовать, зажечь детей, умением привлекать к участию в мероприятиях каждого ребенка, также большое значение имеет классный коллектив, отношения между учениками в классе.
Основными формами и методами воспитательной работы являлись тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины, массовые спортивные соревнования, познавательные игры, беседы, экскурсии в виртуальные музеи. При подготовке и проведении классных и общешкольных воспитательных мероприятий организаторы широко использовали информационно — коммуникативные технологии, ресурсы сети Интернет. Анализ и изучение развития классных коллективов показал, что деятельность большинства классных коллективов направлена на реализацию общественных и социально-значимых задач и перспектив. Обучающиеся школы принимают активное участие в жизнедеятельности ученического коллектива, в общешкольных мероприятиях, в мероприятиях района. В тоже время наблюдается недостаток внимания на формирование нравственных и духовных качеств обучающихся. Настораживает в отдельных случаях среди подростков недоброжелательность, нетерпимость по отношению друг к другу, к людям, неумение вести себя в общественных местах, бережно относиться к собственности, школьному имуществу. Такие результаты говорят о недостаточном воспитательном воздействии. Также важно отметить недостаточный подход некоторых классных руководителей к проведению классных часов, снижение качества которых, объясняется в перегрузке классных руководителей и детей.
2.Методическое объединение классных руководителей.
Главная работа по воспитанию учащихся в школе отводится классным руководителям, воспитателям мини-центра и КПП. Именно они должны создавать условия для реализации способностей детей и создавать благоприятный морально-психологический климат в коллективе.
Качественный состав классных руководителей и воспитателей:
|
Всего |
Квалификационная категория |
Педагогический стаж работы |
||||||
Выс- шая |
1кв.к. |
2кв.к. |
б/к |
До 3лет |
3-10 |
10-15 |
15 |
||
Классные руководители |
8 |
- |
3 |
3 |
2 |
2 |
- |
- |
6 |
Воспитатели в мини-центе, КПП |
2 |
- |
- |
- |
2 |
- |
4 |
- |
- |
По данным таблицы можно сделать вывод, что большинство учителей, воспитателей мини-центра и КПП имеют достаточно большой опыт работы, владеют широким арсеналом форм и способов организации воспитательного процесса в школе и классе.
Вопросы, проблемы, результаты и оценку эффективности воспитательной работы педагогов рассматривались на Методическом Объединении классных руководителей. С целью повышения профессионального мастерства классных руководителей ежегодно составляется план работы. Тема МО. «Современные образователные технологий и методики в воспитательной системе классного руководителя в условиях реализации Концептуальных основ воспитания». Цель: «Повышение профессионального мастерства классных руководителей, обобщение и распространение их педагогического опыта». Задачи, решаемые МО, были следующими:
1) Совершенствование и повышение эффективности воспитательной работы в школе
2) Организация информационно – методической и практической помощи классным руководителям в воспитательной работе с учащимися.
3) Методическая помощь классным руководителям в овладении новыми педагогическими технологиями воспитательного процесса.
4) Создание информационно – педагогического банка собственных достижений, популяризация собственного опыта.
5) Развитие информационной культуры педагогов и использование информационных технологий в воспитательной работе
На заседаниях объединения рассмотрены вопросы:
- «Жестокое обращение: Что это такое? И как помочь ребенку?»
- Диагностика процесса взаимодействия семьи и школы на современном этапе
- «Правила профессионального такта в работе с родителями учащихся»
- Основные направления воспитательной работы
- Система работы классных руководителей в рамках реализации областного проекта «Үндестік» и программы «Ұлттық рухани жаңғыру» и т.д.
Продолжалось пополнение методической копилки материалов внеклассных мероприятий, классных часов, родительских собраний. В соответствии с планом внутришкольного контроля по воспитательной работе посещались уроки, классные часы, внеклассные воспитательные мероприятия, родительские собрания. Были проверены планы воспитательной работы (планирование и организация работы в классном коллективе):
- • планы воспитательной работы были составлены по 130 приказу, все классные руководители сдали своевременно.
- • по завершению учебного года каждый классный руководитель составил анализ воспитательной работы с классом за прошедший учебный год, все классные руководители детально проанализировали сферы деятельности классного коллектива: но не все обратили должного внимания на индивидуальную работу с детьми и родителями, на взаимоотношения класса и учителей предметников, на психологический микроклимат класса, на подготовку и проведение тематических классных часов.
Анализ работы классного руководителя за предыдущий год – это одна из главных составляющих работы классного руководителя. Хороший, справедливый и обоснованный анализ помогает увидеть свои сильные и слабые стороны, и определить пути дальнейшего совершенствования. Он помогает увидеть проблемы, которые есть в классе, которые необходимо ещё решить. Грамотно составлен анализ у Хамзиной Ж.Ж., Тлеубаевой Ж.Т.
Профессиональная компетентность классных руководителей в основном соответствует требованиям, и всё же в следующем учебном году необходимо изучать передовой опыт коллег, внедрять новые формы деятельности. Анализ выполнения планов воспитательной работы в классах за год показал, что учащиеся 1 класса (Тулегенова Д.Б.) получили необходимые знания по успешному сосуществованию в коллективе; учащиеся 5 класса (Искеева А.И.) успешно прошли период адаптации, учащиеся 2-9 классов пополнили знания по разным сферам развития за счет правильно выбранной тематики классных часов и общешкольных мероприятий. Можно сказать, что практически все классные коллективы сформированы. Воспитательная работа строилась по системе коллективно-творческих дел. Классные руководители с первых дней своей работы включаются во все многообразие проблем целостного педагогического процесса. Современный классный руководитель должен уметь учитывать конкретные условия жизнедеятельности вверенного ему детского коллектива, в соответствии с ними определять воспитательные задачи и средства их достижения, настойчиво и последовательно добиваться реальных результатов в развитии личности школьника. Все мероприятия проводились в рамках реализации программы «Ұлттық рухани жаңғыру» и согласно плану воспитательной работы школы.
3.Воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности, правовое воспитание:
Одним из важнейших направлений воспитательной работы в школе является патриотическое, гражданское и правовое воспитание. Организация и проведение мероприятий, имеющих патриотическую направленность, способствует формированию гражданской позиции, воспитывает чувство любви и уважения к своей стране, её истории и традициям. По данному направлению в 2022 – 2023 учебном году проводились следующие мероприятия:
- 1 сентября 2022 года в 1 – 9 классах проведён единый классный час: «Стремление к знаниям, трудолюбие и патриотизм»
- Весь учебный год был посвящен реализации программы « Ұлттық Рухани жаңғыру», подготовке и празднованию 25 октября - День Республики Казахстан, День Независимости РК, 1 мая – День единства народа Казахстана, этнофестиваль «Под единым шаныраком», вывода советских войск из Афганистана, 30 – летие Государственных символов РК.
В целях воспитания уважения к ветеранам войны и труда с апреля по май был проведен месячник «Патриот», мероприятия в рамках празднования 78- годовщины Великой Победы, Дня защитника отечества:
- Бибилиотечный урок «Слава героям Великой Отечественной войны » ( 5 кл.)
- Митинг у обелиска павшим в ВОВ (возложение цветов) (1 – 9 кл)
- Книжная выставка «Слава героям Великой Отечественной войны » (1-9 кл.)
- Час художественного чтения «О родине, о мужестве, о славе» (1-4 кл.)
- Классный час « Мы помним подвиг прадедов!»(1- 9 кл.)
- Уроки мужества «Ерлік тағылымы» (7-9 кл.)
- Классный час « 7 мая - День Защитника отечества»
- Символы единения и времён
- Конкурс рисунков «Мы за мир на всей планете» (1-6 кл.) и т.д
- Библиотечная выставка «Наши космонавты» (1 – 9 кл)
- Конкурсы рисунков «Символы моей страны »
- Конкурс рисунков «Героями не рождаются, героями становятся»
- Час мужества «Души, опалённые Афганистаном»
- Классный час Туымен – Тұғырлы, Елтаңбасымен – Еңселі, Әнұранымен айбатты Қазақстан (5 – 9 кл)
- Книжная полка «Афганистан – наша память и боль» и др.
Все проведённые мероприятия были направлены на формирование патриотических чувств, любви к Родине, развитие гражданских и правовых знаний, воспитанию уважительного отношения к памяти о ветеранах Великой Отечественной войны и труда, гордость за нашу Родину, желание старшеклассников служить в рядах защитников страны.
4. Духовно-нравственное, поликультурное и художественно-эстетическое воспитание:
Главная задача духовно-нравственного воспитания – это наполнить работу обучающихся интересной, разнообразной творческой деятельностью, развивающей индивидуальные качества личности. Главный результат данной задачи заключается в развитии нравственной ответственности личности, готовности к самореализации, саморазвитию и нравственному совершенствованию. Работа по духовно-нравственному воспитанию проводилась в соответствии с общешкольным планом внеклассной работы, планами классных руководителей, опираясь на ведущие направления, были проведены мероприятия, выбраны разнообразные формы и приемы работы.
- Торжественная линейка «Стремление к знаниям, трудолюбие и патриотизм!», посвящённая первому звонку; 1 сентября 2022 года в 1 - 9 классах проведён единый классный час, на тему «Стремление к знаниям, трудолюбие и патриотизм»
- Праздник Последнего Звонка - 2023
- Праздник «Торжественное вручение аттестата выпускникам 9 класса с
государственным языком обучения»
- Акция «Дорога в школу»;
- «Почта добра» - рассылка открыток, поздравления пожилых.
- Тематические классные часы «Мои родные и дорогие», посвященные Дню пожилого человека
- Шефско-тимуровская помощь пожилым людям, поздравления.
День учителя:
- Торжественная линейка «С любовью к вам,…»
- Живой коридор «Честь Вам и хвала...»
- Акция «Дерево пожеланий»
- Фотозонас хэштегами «Мой любимый учитель»
- Праздничный концерт «От всей души»
- Классный час «Учитель профессия на все времена»
День духовного согласия:
- Книжная выставка «День духовного согласия»
- Классный час «Духовное согласие словами мира и любви», «Что значит быть толерантным?»
- Просмотр видеоролика «Толерантность – основа мира и согласия»
Международный День девочек. Декада «Қыз болашағы – ел болашағы»(4 – 11 октября 2022 года)
- Классный час «Роль женщины в семье» (1 – 9 кл)
- Круглый стол «Имидж казахстанских девочек и девушек»(8 – 9 кл)
- Беседа с учащимися 8 – 9 классов по вопросам взаимоотношений, репродуктивного здоровья и половой гигиены, заболеваний, передающихся половым путём, беременности подросткового возраста (на конфиденциальной легкодоступной основе)
- Флэш – моб «Будущее девущек – будущее страны» (5 – 9 кл)
Осенний бал:
- Выставка поделок «Осенняя фантазия» (мини-центр, КПП, 1 – 4 кл)
- Фотоконкурс «Осенний пейзаж» (5- 9 кл.)
- Тематические классные часы «Ұлттық Рухани жаңғыру» Взгляд в будущее».
- Новогодние утренники «Қош келдің, Жаңа жыл».
- Урок – игра «Путешествие в мастерскую общения».
- Тренинг «Общение без обид».
- Новогодний вечер «Волшебный карнавал»
Цикл мероприятий ко Дню Благодарности:
- Тематическая линейка «День благодарности».
- Классный час «Благодарность не знает границ»
- Доска благодарности «Алғыс білдіру»
- Почта благодарности «Ұстаздарға рахмет!»
- Флэш - моб «Жүректен жүрекке»
- Книжная выставка «Алғыс білдіру - ең асыл сөз!»
- Видеоролик «Алғыс бата ал» размещение в Инстаграм
- Челлендж «Алтын жүрек» размещение в Инстаграм
Цикл мероприятий, посвященных Международному женскому Дню 8 марта:
- Классный час «Международный Женский день 8 марта» (1 – 9 кл.)
- Видеооткрытка « С Международным женским днём» (7 – 9 кл)
- Фотоконкурс «Весна в каждой улыбке» (5 – 7 кл.)
- Праздничные утренники «День 8 марта». (1 – 4 кл)
- Цветная вечеринка (1 – 9 кл.)
- Цикл мероприятий, посвященных Дню Защиты детей
Все мероприятия были направлены на воспитание художественных, эстетических и нравственных качеств личности, развитию у учащихся способностей, умений и навыков в художественной деятельности, приобщение их к культурным ценностям.:
Работа по данному направлению в истекшем учебном году осуществлялась на достаточно высоком организационном и творческом уровне.
5.Национальное воспитание:
Данное направление помогает сориентировать уч-ся на общечеловеческие и национальные ценности, воспитывает уважение к родному и государственному языкам, культуре казахского народа, этносов и этнических групп Республики Казахстан.
В рамках данного направления были проведены следующие мероприятия:
- Урок дружбы «Если дружат люди – дружат языки»
- Классный час «День языков народа Казахстана»
- Конкурс знатоков казахского языка «Государственный язык – мой язык!»
- Мероприятия, посвященные Дню национальной валюты РК
- Вечер поэзии «Абай – дана, Абай – дара»
- Конкурс знатоков «Символы моей Родины!»
- Классный час «Ахмет Байтурсынов – 150 жыл»,
- Книжная выставка и эссе «Ұлт ұстазы – Ахмет Байтұрсынов» 8 кл
- Челлендж «Ұлт ұстазымен үндесу»
- Викторина «Ахмет бізбен»
- Участие в районном конкурсе чтецов Стихи Мукагали Макатаева,
- Челлендж «Салт дәстүр білгірлері»
- Проект «Ер – тостик» (инсценировка - видеоролик)
Цикл мероприятий, посвященных празднованию Наурыз мейрамы:
- Классный час «Бір шаңырақ астында».
- Этнофестиваль «Бір шаңырақ астында»– (обычаи и традиции, музыкальные номера) (1 – 9кл)
- Танцевальный флэш – моб «Қара жорға» (1 – 9 кл)
Конкурс стихов «Береги свой край родной»
Школа уделяет большое внимание национальному воспитанию, которое осуществляется на должном уровне. Работа по данному направлению будет продолжена.
- Семейное воспитание:
Можно выделить следующие направления работы школы с семьей:
- Образовательная деятельность.
А) Индивидуализация учебного процесса с учётом образовательных потребностей семьи (организация работы по индивидуальным планам).
Б) Адаптационная поддержка семьи при поступлении ребёнка в школу и при переходе его на новые ступени обучения.
В) Организация совместной досуговой деятельности детей и взрослых.
Семейное воспитание
Цель: просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности и ответственности за воспитание детей, раскрытие духовно-нравственных основ семейной жизни.
С сентября 2021 года стартовал областной проект «Үндестік».
Цель: Обеспечение системного , комплексного, скоординированного социально – психолого – педагогического долгосрочного взаимодействия семьи и организации образования на принципах и условиях социального партнёрства , направленного на создание комфортного учебно – воспитательного поля.
В рамках реализации проекта в школе создан Совет по координации взаимодействия школы и семьи, в состав которого входит 7 человек. Составлен план работы школы, классные руководители 1 – 9 классов составили план на основе школьного и проводили планомерную работу в течение года Родители учащихся мини – центра, КПП, 1 – 9 классов принимали активное участие в проведении многих мероприятий. Успешно проведены классные родительские собрания, общешкольные родительские собрания, индивидуальные консультации родителей с учителями – предметниками. По данному проекту проводились «Час директора», «Административная приёмная», педагогический консилиум, родительские собрания, лекции, беседы, тренинги, круглые столы, кофе монинги по инициативе родителей. Активная работа велась на заседаниях Попечительского совета школы и Совета по профилактике правонарушений, в состав которых входит родительская общественность. Все проведённые мероприятия по проекту «Үндестік» размещались в Инстаграм и на школьном сайте.
В рамках празднования Дня семьи в Казахстане были проведены следующие мероприятия:
- Классный час «Менің Отаным – менің отбасым»
- Классный час «Моя семья»
- Встреча с родителями учащихся, посвящённая Международному дню семьи
- Лекция «Бақытты ана – бақытты балалар»
- Круглый стол по защите прав прав и интересов детей , посвящённый Международному Дню семьи
- Онлайн флэш - моб с участием учащихся, родителей и педагогов .
Также в течение уч. года:
- Подготовлены и распространены среди родителей буклеты «Суицидальное поведение подростка».
- Проведено анкетирование «Взаимоотношения в семье»
- Диагностика на выявление уровня агрессии
- Родительские собрания по профориентации «Профессиональные намерения и профессиональные возможности старшеклассников. Мотивы выбора профессии»
- Конкурс стихов о маме «Поговори со мною, мама»
- Лекторий «Культура поведения в семье».
Проведен ряд внеклассных мероприятий по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся: праздник Золотой осени, новогодние праздники, конкурс рисунков к 8 марта, 7 мая, различные спортивные мероприятия и т.д. Родители являются помощниками классных руководителей в организации походов, праздничных утренников, выпускных вечеров. Организовано педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей.
2 раза в год проводится акция «Забота», с целью оказания посильной помощи многодетным семьям, в сентябре проводилась акция «Дорога в школу», в рамках данной акции была оказана помощь учащимся из многодетных семей в виде одежды, канцелярских товаров и обуви.
Вся проделанная работа по данному направлению заслуживает удовлетворительной оценки. За истекший год было сделано немало, но остаются вопросы, над которыми необходимо работать – уровень посещаемости родительских собраний в некоторых классах остается по-прежнему низкий (Тесля О.И. (4 А, 6 А кл.), что негативно влияет на поведение учащихся, успеваемость, отсутствие интереса к школьной жизни в целом, нежелание развиваться творчески, физически, интеллектуально. Не все родители понимают значимость совместной работы с педколлективом, некоторые сознательно уклоняются от воспитания детей, многие остаются сторонними наблюдателями (Тесля О.И.). Необходимо активнее привлекать родителей к планированию воспитательной деятельности, разнообразить формы работы с родителями.
Возможные пути преодоления недостатков:
- Уделять больше внимания организации и проведению родительских собраний.
- Классным руководителям активнее привлекать родителей к участию во внеурочной деятельности.
- Трудовое, экономическое и экологическое воспитание:
Трудовое, экономическое и экологическое воспитание формируют осознанное отношение к профессиональному самоопределению, развивает экономическое мышление и экологическую культуру личности. В течение года продолжалось дежурство в закрепленных за 1-9 классами кабинетах, дежурство по школе дежурных учителей и учеников 1-9 классов. Еженедельно на общешкольной линейке подводились итоги дежурства по школе, назывались ученики, нарушавшие дисциплину. Также были проведены следующие мероприятия:
- Выставка книг «Береги природу – наш общий дом»
- Беседа «Правила поведения на льду»
- Рейды по проверке внешнего вида учащихся, санитарного состояния классов
- Беседа «Моя будущая профессия».
- Классный час «Востребованные ВУЗы РК»
- Анкетирование «Знаешь ли ты востребованные профессии нашего региона?»
- Экологические акции, посвященные Дню Птиц, Дню Здоровья, Дню Земли.
- Участие в акции «Всеказахстанский день посадки деревьев». Профилактика раннего употребления алкогольных напитков и табакокурения. Всемирный День без табака (Акция: «Мир без сигареты»).
- Участие в Челлендже «Жасыл мекен»
В течение всего уч. года в школе в рамках месячника по саночистке проводилась уборка территории, прилегающей к школе, и операция «Чистый кабинет» по уборке классных кабинетов.
Трудовое, экономическое и экологическое воспитание было направлено на осознанное отношение к профессиональному самоопределению, развитие экономического мышления и экологическую культуру личности.
Работу по реализации трудового, экономического и экологического воспитания считаем достаточно эффективной, но не хватает систематичности. В следующем учебном году необходимо систематизировать эту деятельность и увеличить количество мероприятий.
- Интеллектуальное воспитание, воспитание информационной культуры:
Для развития интелектуально-познавательной деятельности, выявления и развития природных задатков, творческих способностей, формирования готовности к самонаблюдению и самопознанию в школе ведется следующая работа: проводятся предметные и тематические кружки, экскурсии в библиотеку, школьники участвствуют в Республиканских, областных и районных интеллектуальных играх и конкурсах, таких как «Акбота», «Русский медвежонок», «Кенгуру - Лингвист», «Кенгуру - Математик», «Золотое руно» и т.д., где наши учащиеся занимают призовые места. В течение уч. года были проведены следующие мероприятия:
- Интеллектуальная игра «Вопрос на миллион»;
- Заочная экскурсия (просмотр видеофильма) «Казахстан великая страна»
- Конкурс «Фотография с любимой книгой» в соц.сетях.
- Тематическая линейка «День без интернета»
- Конкурс сочинений о городах Казахстана «СМИру по строчке»
- Тематическая линейка «Мир профессий»
- Участие в районном слете ЮИД
- Круглый стол «Трехъязычие — гарант будущего»
Работа по данному направлению была направлена на развитие интелектуально-познавательной деятельности, выявление и развитие природных задатков, творческих способностей, формирование готовности к самонаблюдению и самопознанию.
Работа по реализации интеллектуального направления и информационной культуры, как никакая другая, тесно связана с учебной деятельностью. В настоящее время работа в данном направлении является систематической.
9.Поликультурное и художественно-эстетическое воспитание:
С целью формирования общекультурных навыков поведения, развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности, создания поликультурной среды в школе были проведены следующие мероприятия:
- Конкурс рисунков «Быть здоровым - это модно» (выставка)
- Конкурс фотоколлажей «Если хочешь быть здоров» (выставка)
- Конкурс новогодних плакатов
- «Осенние фантазии», «Зимняя сказка» выставки поделок
- Конкурс рисунков «В мире интересных профессий»
- Фестиваль «Дружба народов»
- Конкурс рисунков «Наша планета»
- Конкурс презентации «Фестиваль национальных культур «Радуга Дружбы »
- Конкурс детских рисунков на асфальте в Международный День защиты детей
В данном направлении работа будет продолжена.
Работа в данном направлении способствовала развитию творческих способностей учащихся, их личному развитию и социализации. Уровень заинтересованности учащихся в подобных мероприятиях высокий, что позволяет судить о хорошем уровне сформированности поликультурных качеств учащихся, ребята толерантны, терпимы, у них развиты чувства уважения к людям иной культуры. В следующем году необходимо продолжить работу в данном направлении.
10. Физическое воспитание, здоровый образ жизни:
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся осуществлялось по трем направлениям:
- профилактика и оздоровление – зарядка в начале учебного дня, физкультурная разминка во время учебного процесса, горячее питание, физкультурно-оздоровительная работа;
- образовательный процесс – использование здоровьесберегающих образовательных технологий, рациональное расписание;
- информационно-консультативная работа – лекции, классные часы, родительские собрания, внеклассные мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни и профилактику вредных привычек, спортивные соревнования, работа спортивных секций, внутришкольные соревнования, соблюдение санитарно – гигиенических норм и правил.
В течение учебного года работали секции по волейболу, баскетболу, футболу, настольному теннису, шахматам и легкой атлетике. В процессе занятий дети приобрели самостоятельные навыки, развили физические качества, повысили свой спортивный уровень. Стабильное участие и высокий уровень подготовленности показывают обучающиеся нашей школы на районных соревнованиях: осенний кросс, также наши уч-ся успешны на зональных соревнованиях (мальчики заняли 1 место по футболу и 2 место по баскетболу, призовые места по лыжам 1 и 2 места ). В течение учебного года классными руководителями проводились беседы с обучающимися, классные часы, уроки здоровья, мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни, согласно планов ВР класса, плана школы и рекомендаций ОО, такие как:
- Цикл бесед о поведении в ЧС, ПДД, пожарная безопасность, ТБ дома и в школе
- День Здоровья, «Фестиваль здоровья», участие в районном осеннем кроссе «Золотая осень», Участие в Президентском марафоне
- Акция, посвященная Всемирному Дню отказа от курения «Скажи: «Нет! Сделай правильный выбор!»
- Инструктаж «О запрете курения»
- Конкурс агитбригад «Мы за здоровый образ жизни!»
- Классный час «Здоровье единственная драгоценность».
- Тематическая линейка «Здоровое питание –основа жизни».
- Тематическая линейка правила безопасности на каникулах (осенние, зимние , весенние и летние)
- Проведение инструктажа по ТБ во время зимних мероприятий и каникул
- Профилактика ОРВИ и гриппа
- Тематическая линейка «Травматизм учащихся»
- Беседа врача со старшеклассниками о половом воспитании
- Участие в соревнованиях, посвященных празднованию Наурыза.
- Проведение инструктажа по ТБ во время летних каникул.
- Веселые старты в День защиты детей и т.д.
Анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что работа направлена на формирование у обучающихся потребности в ЗОЖ, профилактику табакокурения, антинаркотической и антиалкогольной пропаганде в школе и классах ведется удовлетворительно.
Необходимо продолжать:
- систематическое введение здоровьесберегающих технологий в процесс обучения и воспитания;
- увеличить процент охвата обучающихся спортивно-массовой, оздоровительной работой.
- Дополнительное образование:
Большую помощь в воспитательной работе, в развитии творческих, и индивидуальных способностей обучающихся оказывает внеурочная деятельность. Главная цель организации кружков и секций – создать целостную образовательную систему, обеспечивающую полезную занятость обучающихся, направленную на формирование социальной, морально устойчивой, творческой личности школьника и его оздоровление. Внеурочное время ориентировано на сохранение здоровья школьников, на самообразование и развитие как обучающихся, так и педагогов, направлено на обеспечение занятости учащихся с учетом их интересов, а также на развитие творческого потенциала детей посредством участия их в реализации коллективных и индивидуальных тематических научно-исследовательских и творческих проектов.
Всего в школе обучается 52 учащихся, из них: посещают кружки, секции (ребёнок учитывается один раз) – 52 (100 %). Количество школьных кружков (всего)- 3, секций – 6. Вся система дополнительного образования работает по следующим направлениям:
№ п/п |
Направление кружка/секции |
Класс |
Количество учащихся |
ФИО руководителя |
1 |
Домбра «Әсем саз» |
4 -7 |
10 |
Муканова Ж.Т. |
2 |
Танцевальный «Азбука танца» |
1 -5 |
12 |
Тлеубаева Ж.Т. |
3 |
«Мастерки» |
1 - 3 |
10 |
Тулегенова Д.Б. |
4 |
Волейбол |
7- 9 |
20 |
Хамзин К.К., Нурпиисов Е.К. |
5 |
Баскетбол |
7 – 9 |
12 |
Хамзин К.К., Нурпиисов Е.К. |
6 |
Футбол |
5 – 9 |
20 |
Хамзин К.К., Нурпиисов Е.К. |
7 |
Шахматы |
3 - 4 |
14 |
Хамзин К.К. |
8 |
Лёгкая атлетика |
1 – 4 |
12 |
Нурпиисов Е.К. |
9 |
Настольный теннис |
5 – 6 |
10 |
Хамзин К.К. |
Итогом работы кружков является:
1. Творческий отчет кружков художественно-эстетического цикла (участие в районных конкурсах по профилю работы, подготовка и проведение отчетных выставок, концертов и т.п.);
2. Участие учащихся предметных кружков в олимпиадах, конкурсах научных работ школьников и т.п.;
3. Участие учащихся, посещающих спортивные секции, в школьных и районных спортивных соревнованиях.
Вывод: В следующем году необходимо увеличить количество кружков, так как система дополнительного образования занимает важное место в общей системе воспитательной работы школы. В следующем году необходимо продолжить работу в данном направлении.
- Общение и досуг учащегося:
Система воспитательной работы построена таким образом, чтобы учащиеся были всегда вовлечены во внеклассную деятельность, проводили досуг активно, что способствует всестороннему развитию личности каждого ребенка. В школе продолжилась работа органов ученического самоуправления (школьный парламент). В его состав вошли представители классных коллективов с 5 по 9 класс, выбранные на классных собраниях. Возглавляли совет лидерская группа в составе: Казбеков Ерсал, Жумагалиева А, Муззагужинова К, Амангельдинов Е. и др.
Основными целями и задачами школьного самоуправления являются:
- становление воспитательной системы через формирование единого общешкольного коллектива;
- приобщение личности к общешкольным ценностям, усвоение личность социальных норм через участие в общественной жизни школы;
- создание условий для самовыражения, самоутверждения и реализации каждой личности через представление широкого выбора направлений и видов деятельности;
- развитие творчества, инициативы, формирование активной преобразованной гражданской позиции школьников;
- создание условий для развития отношений заботы друг о друге, о школе, о младших, взаимоуважение детей и взрослых.
Заседания ученического совета проходили один раз в месяц. На заседаниях обсуждался план подготовки и проведения мероприятий, анализ общешкольных ключевых дел, подводились итоги рейтинга общественной активности классов по четвертям. Крупными делами, проведённым ученическим советом стали:
- День самоуправления (День учителя);
- Новый Год;
- мероприятия в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы;
- День защитника Отечества;
- 8 Марта и т.д.
Анализ анкетирования по итогам воспитательной работы, проведённого в классах показал, что ученики оценивают деятельность ученического самоуправления удовлетворительно. В каждом классе выбран актив класса, который организует дежурство по классу и школе, помогает классному руководителю в проведении внеклассных мероприятий, организации школьных праздников.
Также следует отметить, что в классах ученическое самоуправление носит зачастую формальный характер, следует по-прежнему уделять особое внимание работе в данном направлении. Необходимо организовать учёбу актива и ввести систему планёрок актива в следующем учебном году. Требует доработки система дежурства классов по школе. Необходимо особое поощрение лучшему классу по итогам дежурства по школе.
В летний период при школе работает пришкольный лагерь , которую посещают уч-ся 1-6 классов. В этом году запланирована работа площадки с 5 по 23 июня. Составлен план работы по рекомендациям Республиканской акции «Балалар игілігі үшін» по блокам. Основное содержание работы пришкольного лагеря составляют экологическая, краеведческая, спортивная, трудовая деятельность, которые имеют познавательный характер. Результатом деятельности пришкольной площадки должно стать:
- • Сохранение количества школьников, охваченных организованными формами труда и отдыха на уровне прошлых лет.
- • Сведение до минимума возможности совершения детьми правонарушений в летний период. • Обеспечение безопасности жизни и здоровья детей; отсутствие случаев детского дорожно-транспортного травматизма.
13.Мониторинг участия в районных, региональных мероприятиях, акциях:
Для формирования «имиджа» школы, обмена опытом, выхода учеников школы на более высокий уровень особое значение имеет участие во внешкольных конкурсах. Ребята, которые принимают участие в этих конкурсах, приобретают новые навыки и умения и получают возможность проявить свои таланты за пределами школы, что зачастую положительно сказывается на их дальнейшем творческом росте.
Достижения учащихся
КГУ «Степная общеобразовательная школа отдела образования Житикаринского района» Управления образования акимата Костанайской области 2022 – 2023 уч.год
№ |
Фамилия, имя учащегося, Класс |
Конкурс (районный уровень) |
Призовое место |
Руководитель |
11 |
Мурзагужинова Камила – 5 класс |
«Ыбырай Алтынсарин оқулары» өлеңдерді жатқа оқу |
3 |
Охан Зура |
2 |
Сапаргалиев Аян – 9 класс |
«Ыбырай Алтынсарин оқулары» өлеңдерді жатқа оқу |
3 |
Охан Зура |
3 |
Алтынбеков Алиби – 9 класс |
«Ыбырай Алтынсарин оқулары»өлеңдерді жатқа оқу |
3 |
Охан Зура |
4 |
Конысбай Нурислам – 9 класс |
«Ыбырай Алтынсарин оқулары»өлеңдерді жатқа оқу |
3 |
Охан Зура |
5 |
Сапаргалиев Аян – 9 класс |
«Абай оқулары-2023» (Ұлылар әлемі эссе жазу) Конкурс эссе |
3 |
Охан Зура |
6 |
Қонысбай Нұрислам - 9 класс |
«Абай оқулары-2023» Конкурс испонения своих стихотворений |
2 |
Охан Зура |
7 |
Тобылбаева Алина – 9 класс |
«Абай оқулары-2023» (Абайдың қара сөздері) |
1 |
Охан Зура |
8 |
Сапаргалиев Аян – 9 класс |
«Ғасыр ғұламасы»эссе |
1 |
Охан Зура |
9 |
Сапаргалиев Аян – 9 класс |
Ғылыми жобалар. Секция: Қазақ тілі және әдебиеті |
2 |
Охан Зура |
10 |
Қонысбай Нұрислам - 9 класс Тобылбаева Алина – 9 класс Жумагалиева Алма – 5 класс Мурзагужинова Камила - 5 класс Драмстудия «Балдаурен |
Конкурс драмстудий «Сахнаның сиқырлы әлемі» |
3 |
Охан Зура |
11 |
Ахмет Нурасыл – 7 класс |
«Абай оқулары-2023» Конкурс чтецов |
3 |
Искеева А.И. |
12 |
Ахмет Нұрасыл -7 класс |
«Мұхтар мұрасы»аудандық сырттай бейнеоқылым.
|
1 |
Искеева А.И. |
13 |
Логинов Руслан – 8 класс |
«Абай оқулары-2023» Абайдың ақын шәкірттерінің шығармалары |
3 |
Искеева А.И. |
14 |
Мурзагужинова Гульден – 8 класс |
Қазақ тілі мен әдебиеті бойынша қашықтық олимпиадасы.2-орын,диплом
|
2 |
Искеева А.И. |
15 |
Команда мальчиков |
Футзал |
1 |
Хамзин К.К, Нурпиисов Е.К. |
16 |
Казбеков Ерсал |
Баскетбол «Алтын доп» |
2 |
Хамзин К.К, Нурпиисов Е.К. |
17 |
Казбеков Ерсал |
Тогвзкумалак |
3 |
Хамзин К.К, Нурпиисов Е.К. |
18 |
Казбеков Ерсал |
Шашки |
2 |
Хамзин К.К. |
19 |
Шортымбаев Диас |
Лыжные гонки |
1 |
Хамзин К.К. |
№ |
Фамилия, имя учащихся |
Конкурс (областной уровень) |
Призовое место |
Руководитель |
20 |
Қонысбай Нұрислам - 9 класс |
«Кітап-асын қазына» |
3 |
Охан Зура |
21 |
Логинов Руслан - 8 класс |
«Мен тәуелсіз елдің ұрпағымын» эссе |
3 |
Охан Зура |
22 |
Сапаргалиев Аян - 9 класс |
«Кітап - асыл қазына » |
2 |
Охан Зура |
23 |
Ауесхан Қасымжомарт – 9 класс |
«Кітап - асыл қазына » |
2 |
Охан Зура |
24 |
Конысбай Нурислам – 9 класс |
«Кітап - асыл қазына » |
2 |
Охан Зура |
25 |
Ауесхан Дамир – 7 класс |
«Кітап - асыл қазына » |
1 |
Искеева А.И. |
26 |
Алшынбаева Акмарал - 8 класс |
А.Байтұрсыновтың туғанына 150-жыл толуына орай ақынның шығармашылығына арналған «Ұлы мұра»атты марафон аясында қашықтық олимпиада |
1 |
Искеева А.И. |
27 |
Ванзонок Ярослов - . 8 класс |
«Тілдер күніне орай 8 сынып оқушыларына арналған қазақ тілінен қашықтық олимпиада», |
3 |
Искеева А.И. |
28 |
Ахмет Нурасыл - 7 класс |
«Ыбырай Алтынсарин оқулары», |
3 |
Искеева А.И. |
29 |
Ауесхан Дамир - 7 класс |
«Кітап-асыл қазына» Қостанай дарыны |
1 |
Исмагулова Р.Б. |
30 |
Каткеев Данияр – 7 класс |
«Кітап-асыл қазына» Қостанай дарыны |
2 |
Исмагулова Р.Б. |
31 |
Тобылбаева Алина – 9 класс |
«Кітап-асыл қазына» Қостанай дарыны |
2 |
Исмагулова Р.Б. |
32 |
Раскина Валерия – 8 класс |
«Кітап-асыл қазына» Қостанай дарыны |
3 |
Исмагулова Р.Б. |
33 |
Казбеков Ерсал – 9 класс |
«Кітап-асыл қазына» Қостанай дарыны |
3 |
Исмагулова Р.Б. |
34 |
Алшынбаева Акмарал – 8 класс |
«Кітап-асыл қазына» Қостанай дарыны |
3 |
Исмагулова Р.Б. |
35 |
Кононенко Регина – 8 класс |
«Кітап-асыл қазына» Қостанай дарыны |
3 |
Исмагулова Р.Б. |
36 |
Янцен Станислав – 7 класс Тобылбаева Амина – 9 класс Ванзонок Ярослав – 8 класс |
«Қазақстан халықтарының дәстүрлері» - видеоролик |
2 |
Исмагулова Р.Б.. Малдыбаева А.Т., Хамзина Ж.Ж. |
37 |
Раскина Валерия – 8 класс |
Викторина на знание биографии и творчества М.Ауезова |
3 |
Исмагулова Р.Б. |
38 |
Алшынбаев Жанат – 6 класс |
Полиглот |
3 |
Байжанова Г.К., Исмагулова Р.Б., Охан Зура |
39 |
Кононенко Регина |
Қазақстан халықтарының Тілдер күніне орай 8 сынып оқушыларына арналған қазақ тілінен қашықтық олимпиада |
2 |
Искеева А.И. |
- Профилактическая работа по снижению количества
правонарушений и преступлений
в школе ведется на уровне администрации школы, классных руководителей, социального педагога, психолога.
В начале учебного года был проведён мониторинг ученического коллектива школы, в ходе которого составлены списки обучающихся по определённым статусным категориям для определения материального уровня жизни семей, диагностика контингента. Данные были получены путем изучения школьной документации, составления социальных паспортов классных коллективов, собеседования с родителями, обучающимися, через тестирование, анкетирование, опросы. В результате всей работы был составлен социальный паспорт школы.
На основании этой работы был определен следующий круг семей и обучающихся школы:
На начало уч. Года |
На конец уч. года |
|
Всего обучающихся |
54 |
52 |
Опекаемые |
- |
- |
Многодетные семьи (в них детей) |
6 (18) |
6 (18) |
Неблагополучные семьи |
- |
- |
Неполные (в них детей) |
6 (12) |
5 (10) |
Малообеспеченные |
9 (19) |
3 (7+1 Воропай Б.) |
Несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении |
- |
- |
Дети-инвалиды |
2 |
2 |
Состоит на учёте: |
||
ВШК |
- |
- |
ГЮП |
- |
- |
По основным профилактическим направлениям в течение уч. года была проделана определенная работа. Учащихся состоящих на разных видах учётах нет.
В течение учебного года проводилась профилактическая работа в школе и организовано сотрудничество с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений, а также для предотвращения бродяжничества и безнадзорности ведётся контроль над посещаемостью занятий обучающимися школы. С этой целью:
-учителя предметники ставят в известность классного руководителя, социального педагога, администрацию школы о пропусках уроков учащимися;
-классными руководителями заполняются страницы пропусков уроков в классном журнале;
Обучающихся, имеющих систематические пропуски без уважительной причины в школе нет.
Социальным педагогом, классными руководителями организуются рейды с составлением акта ЖБУ.
Достижение положительных результатов в работе возможно только в том случае, когда задействованы все субъекты образования и воспитания: обучающиеся, педагоги и родители. В течение 2022-2023 учебного года в школе, велась работа с родителями/законными представителями, использовались традиционные, но наиболее действенные формы профилактической работы:
- индивидуальные беседы с родителями классных руководителей, совместно с администрацией школы, социальным педагогом;
- тематические родительские собрания, консультативные часы.
Цель проводимых мероприятий – повышение педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. Но в этом вопросе школа сталкивается с такой проблемой, как чрезмерная опека, стремление родителей удовлетворить все потребности детей и оградить от забот и усилий, недостаточный контроль учебы и поведения.
Обеспечение социальных прав и гарантий обучающихся.
Основная работа была направлена на выявление интересов и потребностей обучающихся, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде.
Социально-педагогическая защита прав ребенка выражалась в следующих формах работы: выявление и поддержка обучающихся, нуждающихся в социальной защите (дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети-инвалиды).
Работа по взаимодействию с педагогическим коллективом.
В течение года проводилась работа по оказанию помощи классным руководителям и учителям-предметникам по следующим вопросам:
- составления социального паспорта класса;
- проведения диагностических мероприятий и тестирования;
Проводились консультации для классных руководителей, педагогических работников по вопросам семейного права, профилактики побегов и бродяжничества, профилактики вредных привычек, формирования отношений между родителями и детьми.
Работа Совета профилактики и защиты прав ребенка.
В школе действует Совет профилактики с целью оказания своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам и (или) их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации.
На заседаниях Совета профилактики всегда присутствуют члены Совета, родители, классные руководители, которые в своих выступлениях отражают основные направления воспитательной профилактической работы.
Составлен подробный социальный паспорт школы, с семьями, требующими особого внимания, проводится работа по оказанию социальной, психолого-педагогической помощи - консультации.
Члены Совета профилактики осуществляют контроль за занятостью обучающихся в кружках, спортивных секциях. Особое внимание Совет профилактики уделяет организации досуговой деятельности.
При осуществлении контроля над посещаемостью обучающихся с асоциальным поведением (стоящих на учёте ГЮП и ВШК) кружковых занятий, их досуговой занятости было выявлено следующее: из 52 обучающихся, состоящих на учёте ВШК нет, что составляет 100 %.
Решения и рекомендации Совета профилактики являются основополагающими в организации работы педагогического коллектива правонарушений по проблеме профилактики безнадзорности, защиты прав обучающихся школы.
В работе с подростками используются различные формы и методы профилактической работы: проведение индивидуальных бесед, проведение групповых бесед, консультации с обучающимися, их родителями, профилактические акции, тренинги, проведение обследования жилищно-бытовых условий обучающихся, состоящих на внутришкольном учёте. В рамках школьных программ профилактики правонарушений среди несовершеннолетних проводятся различные мероприятия воспитательного характера.
Уровень воспитанности учащихся:
Результатом воспитательной работы школы являются показатели уровня воспитанности обучающихся. При оценке УВ уч-ся классные руководители используют методику, которая подразумевает оценку УВ самим обучающимся одноклассниками, родителями, учителем. По результатам проделанной работы был определен УВ каждого обучающегося, школы в целом.
Итоги:
1-4 классы:
Контроль изучения уровня воспитанности учащихся показал, что в начальных классах
55 % учащихся (10 уч.) имеют высокий уровень воспитанности,
33 % (6 уч.) – хороший уровень,
12 % (2 уч.) – средний уровень - низкий уровень – 0 % (- уч.)
Средний уровень воспитанности по всем начальным классам - 4.5, что соответствует хорошему уровню. Высокий уровень воспитанности большинство учащихся имеют в отношении к природе, школе, недостаточно хороший уровень прилежания учащихся.
5-9 классы:
- высокий уровень воспитанности – 47 % (16 уч.)
- хороший уровень – 34 % (10 уч.)
- средний уровень – 19 % (8 уч.)
- низкий уровень – 0 % (- уч.)
По результатам диагностики уровня воспитанности наблюдается положительная динамика высокого уровня воспитанности учащихся:
- • У уч-ся среднего и старшего звена преобладает положительная самооценка;
- • учащиеся уверены в своих силах и возможностях, преобладающее большинство чувствуют себя в школьном коллективе комфортно;
- • воспитанность учащихся на достаточно высоком уровне;
- • большинство школьников с желанием идут в школу, любят учителей. В большинстве охотно учатся и активно принимают участие в общественной жизни школы.
Учащихся с низким уровнем воспитанности – нет.
Общие выводы об итогах воспитательной работы в школе и задачи
на следующий учебный год
Анализируя уже сложившуюся в школе систему воспитательной работы, следует отметить такие её компоненты, как:
- комплекс традиционных дел и мероприятий в школе и классах;
- включенность обучающихся в мероприятия муниципального, регионального и федерального уровней.
В целом поставленные задачи воспитательной работы в 2022-2023 учебном году можно считать решенными, цели - достигнутыми. Педагогический коллектив грамотно и эффективно выполнял свои функциональные обязанности. Все работали по утверждённым планам, которые были составлены с учётом возрастных особенностей учащихся и их интересов, с использованием разнообразных форм деятельности. Задачи, поставленные перед классными коллективами, соответствовали направлению работы школы и вытекали из воспитательных потребностей. Реализация поставленных задач осуществлялась через планомерную воспитательную работу. В целом, можно сказать, что:
- организация и проведение воспитательных мероприятий осуществлялись, исходя из интересов, интеллектуальных и физических возможностей обучающихся, что обеспечивало реализацию личностно-ориентированного подхода при одновременном обеспечении массовости мероприятий;
- все аспекты воспитательной работы позволяли обучающимся ярко и неординарно проявлять свои творческие способности;
- воспитательная работа школы основывалась на принципах сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Велся мониторинг участия в различных конкурсах районного, областного, республиканского и международного уровней.
Рекомендации:
- Продолжить работу по всем направлениям воспитательной системы школы.
- Продумать классным руководителям план работы на 2023-2024 учебный год и усилить работу по направлениям воспитательной системы школы.
- Повышать педагогическую культуру родителей (законных представителей) обучающихся.
- Продолжить работу по освоению и внедрению в воспитательный процесс современных технологий, интерактивных форм и методов.
- Совершенствовать работу учителям – предметникам по подготовке учащихся к олимпиадам, научным проектам, конкурсам, а также активизировать участие детей в конкурсах, фестивалях разного уровня; руководителям кружков, секций выявлять способных учащихся.
27
июня
2023
|
Анализ качества знаний и успеваемости за 2022 – 2023 учебный год
КГУ «Степная общеобразовательная школа отдела образования Житикаринского района»
Школа стремится к совершенству, все активнее применяя в практике новые методы и средства обучения. Педагогический коллектив школы един в своем стремлении к совершенству, к эффективности педагогического труда, в выборе методической проблемы для повышения качества знаний обучающихся.
Методическая работа в 2022-2023 учебном году была направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через учебные программы и учебно-воспитательный процесс.
Для решения главной задачи школы «Повышение профессиональной компетентности учителя как основа обеспечения качества образования» в школе были созданы следующие условия:
- составлен рабочий учебный план, позволяющий заложить фундамент знаний по основным дисциплинам, обеспечить уровень, соответствующий стандарту образования, дающий возможность для успешного продолжения образования выпускниками школы;
- все методические объединения имели планы работы, вытекающие из учебно-воспитательного плана;
- мониторинг в основе ВШК – одно из условий эффективности работы школы;
- работа по обеспечению сохранности здоровья и здорового образа жизни;
- работа по организации учебно-воспитательного процесса по решению главной задачи школы носила научно-методический характер и была построена на диагностической основе.
- аттестация педагогических работников и курсовая подготовка осуществлялись согласно перспективному плану аттестации учителей и курсовой подготовки.
В течение учебного года в школе осуществлялся педагогический мониторинг. Одним из его основных этапов являлось отслеживание и анализ качества знаний по уровням обучения.
Сравнительный анализ качества знаний во 2-11 классах за 3 года
Учебный год |
2-4 классы |
5-9 классы |
10-11 классы |
Общий % качества знаний по школе |
Общий % успеваемости |
Переведены в следующий класс |
2020-2021 |
50 |
46,67 |
57,1 |
48,05 |
100% |
100% |
2021-2022 |
62,5 |
54,29 |
60 |
59,26 |
100% |
100% |
2022-2023 |
69,23 |
58,82 |
- |
61,7 |
100% |
100% |
На рост качества знаний в течении 3 лет повлияло:
- проведение нулевых и годовых контрольных срезов, диагностика результатов освоения обучающимися программы;
- индивидуальная работа со слабоуспевающими обучающимися на основе анализа их ошибок;
- работа на уроках и ежемесячное тестирование по развитию функциональной грамотности обучающегося
- совместная работа учителей-предметников и классных руководителей с мотивированными обучающимися.
- участие обучающих в районных, областных, республиканский олимпиадах, конкурсах.
- курсовая подготовка учителей, посещение обучающих семинаров.
- работа проекта «Опорная школа –магнитная школа»
- организация психолого-педагогической поддержки.
Сравнительный анализ % качества знаний нулевых и годовых срезов
Класс |
2020-2021 уч.год |
2021-2022 уч.год |
2022-2023 уч.год |
||||
сентябрь |
май |
сентябрь |
май |
сентябрь |
май |
||
2 а класс |
- |
- |
- |
- |
50% |
62,5% |
|
3 а класс |
|
|
50% |
50% |
50% |
100% |
|
4 а класс |
33% |
66,7% |
33% |
66,7% |
66,7% |
66,7% |
|
5 б класс |
50% |
62,5% |
50% |
62,5% |
42,9% |
57,1% |
|
6 а класс |
33,3% |
33,3% |
25% |
50% |
25% |
50% |
|
7 а класс |
33,3% |
33,3% |
60% |
70% |
45,5% |
54,6% |
|
8 а класс |
36,4% |
45,5% |
37,5% |
37,5% |
66,7% |
66,7% |
|
9 б класс |
44,4% |
44,4% |
62,5% |
62,5% |
66,7% |
66,7% |
|
По итогам нулевых контрольных срезов в сентябре месяце учителя-предметники выявили западающие темы, составили индивидуальные планы корректировки знаний учащихся.
В мае 2023 года администрацией школы был проведен итоговый контрольный срез знаний по всем предметам, с целью проверить общий уровень усвоения учебного материала в соответствии с требованиями государственного стандарта и программы на конец учебного года.
Итоги нулевых и годовых срезов в начале и в конце года говорят о том, что учащиеся демонстрируют освоение учебной программы в рамках диапазона выделенных задач. Все обучающиеся продемонстрировали знания на базовом уровне. Эти данные позволяют говорить о том, что 100 % девятиклассников успешно осваивают образовательные программы, а также показывают способность и готовность к продолжению образования.
В соответствии с учебно - воспитательным планом в 2-9 классах была организована работа с одаренными детьми для участия в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Количество призеров по итогам очных олимпиад и НОУ 2021-2023 гг.
Учебные года |
Республиканские олимпиады по общеобразовательным предметам (районный этап) |
НОУ (районный этап) |
Республиканский конкурс исследовательских работ «Зерде» (районный, областной уровень) |
2020-2021 |
4 (физика, казахский язык, основы права, математика) |
2 (химия, биология, история) |
2 |
2021-2022 |
3 (казахский язык, основы права, математика) |
4 (биология, история, казахский язык, краеведение) |
3 |
2022-2023 |
1(основы права) |
2 (казахский язык, краеведение) |
4 |
Снижение количества призовых мест по олимпиадам и НОУ связано с выбытием талантливых учащихся Калымжанова Б, Тобылбаевой Д, Тулеш А, Узакбаевой А., Айжаровой А. в школы города и области.
В соответствии с УВП школы в 2021-2023 ежемесячно проводились диагностические тестирования с целью развития функциональной грамотности учащихся и подготовки к международным исследованиям TIMSS, PISA, PIRLS.
В 4 и 9 классах по плану мероприятий по подготовке к МОДО велась целенаправленная работа. Тестирования по подготовке к МОДО проводились ежемесячно. В начале учебного года были составлены календарно-тематические планы, в соответствии с спецификациями по проведению МОДО, графики консультаций и тестирований, осуществлялась тесная работа с классными руководителями, социальным педагогом и родителями. Учителя –предметники накапливали базу тестов в соответствии с спецификациями по своим предметам. По итогам тестирований каждый предметник на своих уроках и во внеурочное время проводил коррекционную работу по западающим темам.
Анализ % качества по результатам итоговой аттестации.
|
|
9 класс |
|
11 класс |
|||||||||||
Количество учащихся |
Казахский язык |
Русский язык |
Математика |
Казахский язык и литература |
Русский язык и литература |
Предмет по выбору |
Количество учащихся |
Казахский язык |
Русский язык |
Алгебра и начала анализа |
Казахский язык и литература |
Русский язык и литература |
История Казахстана |
Предмет по выбору |
|
2020-2021 |
5 |
80 |
- |
80 |
- |
80 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2021-2022 |
5 |
- |
60 |
40 |
60 |
- |
80 |
5 |
100 |
67 |
60 |
67 |
50 |
60 |
80 |
2022-2023 |
6 |
100 |
- |
67 |
- |
100 |
100 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Подготовка к итоговой аттестации была в центре внимания педагогического коллектива. В 2022- 2023 учебном году была проведена целенаправленная работа по следующим направлениям: проведение диагностических работ по русскому языку, математике и по предметам по выбору; своевременное ознакомление выпускников, родителей и учителей с нормативными документами, регламентирующими проведение экзаменов; оформление информационных стендов; проведение родительских собраний в 9 классе;
предварительный выбор экзаменов на начало учебного года, который был откорректирован и согласован с родителями; контроль и анализ текущей успеваемости и работа с выпускниками группы риска, имеющими «3» по итогам четверти; индивидуальная систематическая работа классных руководителей с выпускниками и их родителями; психологическое сопровождение подготовки к экзаменам; посещение уроков и дополнительных занятий с целью выявления проблемных зон, корректировки работы учителей и оказания необходимой методической помощи.
Количество участников ЕНТ и средний балл 2021-2023 гг.
Учебный год |
Количество учащихся |
Количество участников |
Процент участия в ЕНТ |
Средний балл |
2020-2021 |
- |
- |
- |
- |
2021-2022 |
5 |
3 |
60% |
53,6 |
2022-2023 |
- |
- |
- |
- |
Общие выводы.
Сильные стороны:
-Регулярное повышение квалификации педагогов;
-Участие педагогов и учащихся в различных мероприятиях;
-Стабильность педагогического состава;
-Низкий процент семей, находящихся в социально-опасном положении;
-В результатах образовательного процесса заинтересовано большинство родителей;
-Имеются традиции воспитательной работы;
Слабые стороны:
-Наличие вакансий педагогических кадров;
-Отток талантливых учащихся в школы города;
- Отсутствие кабинета химии, физики;
Пути решения указанных выше проблем:
1) Повышение квалификации педагогического состава: необходимо мотивировать педагогов на получение категории педагог-исследователь и педагог- мастер.
2) Повышение мотивации участников образовательного процесса (родителей, педагогов и учеников) является важным условием достижения высоких образовательных результатов.
В основном, поставленные задачи на 2022-2023 учебный год педагогическим коллективом выполнены. Школа стабильно функционирует и развивается, сохраняя стабильный контингент. Содержание деятельности школы соответствовало педагогическим целям. Педагогический коллектив на основе анализа возникающих проблем старался найти пути их решения в соответствии с поставленными целями.